Лукашенко должен задуматься о судьбе Мазепы»

Лукашенко должен задуматься о судьбе Мазепы»
08:0001.07
Сейчас на Украине по старому стилю, а в России, видимо, по новому, отмечают 300-летие Полтавской битвы. Об этой битве рассуждают историки. И все говорят о Мазепе. Говорят в первую очередь как о предателе (одни), а другие говорят как о герое и даже ставят ему памятники. Ну и не будем даже вспоминать о том, что на купюре номиналом в 10 гривен Мазепа красуется на Украине уже достаточно давно. Оставим, в конце концов, такие вот фактологические разборки историкам. Я не профессиональный историк и постараюсь сделать, может быть, запретную для профессионального историка вещь — попытаюсь осовременить ситуацию, которая была во времена Северной войны и Полтавской битвы.

Все время сейчас, во время этого юбилея забывают: а, собственно говоря, почему произошла Северная война? А Северная война произошла потому, что Петр I сделал европейский выбор, но европейский выбор по-своему, по-петровски. Не зря Петра называют Великим. Он не только осуществлял мощнейшую модернизацию страны по европейскому образцу (что, кстати, он сделал и что предопределило во многом исход Полтавской битвы, потому что у Петра уже была регулярная армия европейского типа) — он пробивал окно в Европу. А что такое «пробивание окна в Европу»? Не подползание к Европе, не просьба нижайшая у Европы принять в свой круг цивилизованных государств, а прорубание окна?

Это значит вхождение в Европу Российской империи (а значит, не только современной России, но и вместе с ней современной Украины в рамках тогдашней Российской империи) в качестве полноправного и суверенного члена «европейского концерта» (как потом начали выражаться в XIX веке), а не на условиях той же самой Западной Европы.

Память о Ющенко останется как о предателе

И в этом плане, на самом деле, да, конечно, Мазепа решал собственные задачи, когда предал Петра. Да, конечно, Мазепа искал собственной выгоды. Но кроме того, он ведь осуществлял тоже европейский выбор, но по-своему, по-мазеповски. Он пытался втянуть в Европу Украину на условиях короля Карла XII, то есть на условиях превращения Украины, по сути, в колонию (или по тем временам это называлось «сюзерен» и «вассал») на вассальных условиях по отношению к тогдашнему представителю Западной Европы — Швеции.

Мне кажется, что эта история вот в такой трактовке (а я не покривил ни против одного исторического факта) является исключительно современной. И что на самом деле поэтому неслучайно тот же самый Ющенко учредил орден Мазепы, памятники Мазепе ставит и так далее. Ющенко осуществляет европейский выбор не по-петровски (тогда бы Ющенко назвали, как и Петра, может быть, Великим), а по-мазеповски. И поэтому память о нем останется примерно такая же, как она осталась и у русского, и у украинского народов — как о предателе. Сейчас такого рода мазеповский выбор предлагают соседу Ющенко – Лукашенко. Приезжала Ферреро-Вальднер, предлагала: да, мы вам дадим денег, да, мы вас включим в качестве находящихся в прихожей пока что, но членов дружной цепи европейских народов. Но вы должны сделать то-то, то-то, то-то, то-то и то-то.

«Восточное партнерство» — предложение пойти по мазеповскому пути

Вы должны сделать свое законодательство таким, как у нас, вы должны сделать избирательную систему такой, как у нас, и вообще вы должны нас слушаться. А это разве не отношения сюзерена и вассала? И вот это сейчас предлагают Лукашенко. Приезжают американцы — предлагают то же самое. Вот и пусть думает Лукашенко о тяжелой судьбе и тяжелой исторической памяти о когда-то любимом наперснике, любимом, можно сказать, друге Петра Первого Мазепе.

И, казалось бы, все эти мои рассуждения кажутся притянутыми, может быть, за уши. Но обратите внимание: ровно через 300 лет после Полтавской битвы, в которой как бы соревновались различные модели европейского выбора для России и Украины, та же самая Швеция предлагает (а именно она была инициатором) «Восточное партнерство», которое, по сути, является (в другой, невоенной, а современной дипломатической и гуманитарной форме) предложением для той же Украины и для той же Белоруссии и других стран Восточной Европы пойти по мазеповскому пути.

Владимир Жарихин
Замдиректора Института стран СНГ

Оставить комментарий